Дорогие яблоки

“Золоті яблука”. 2004.

 

 

 

В киевской галерее «Коллекция», которая работает относительно недавно, но уже успела громко заявить о себе, открылся пятый по счету проект — «Антология» Катерины Косьяненко.

 

Художница под стать галерее — молодая (ей нет и 30-ти), но уже добившаяся признания: в 2003 г. ее полотно «Покрова» получило первый приз на Осеннем салоне в Париже. Теперь знаковую для госпожи Косьяненко работу вместе с 20-ю другими (из ее главных серий «Календарь» и «Тени забытых предков») можно увидеть в «Коллекции».Своим личным примером художница демонстрирует: чтобы добиться успеха, совершенно не обязательно идти на поводу у актуальных сегодня цифровых технологий или эстетики отвратительного. Катерина Косьяненко работает совершенно вдругой сфере, черпая темы и манеру в карпатской этнике и иконописи времен украинского барокко XVII в., которое она считает наивысшим достижением украинской живописи. Причем подходит и к тому и к другому весьма фундаментально: коренная киевлянка, госпожа Косьяненко целый год жила и работала в Карпатах, изучая там аутентичный фольклор и наивное народное искусство. А иконы, которые она написала, сейчас находятся в Благовещенской церкви Киево-Могилянской академии. Впрочем, Катерина Косьяненко до сих пор, по ее словам, время от времени занимается иконописью: «пропускает через руку» архаичную технику.Впрочем, победа госпожи Косьяненко на художественном салоне во Франции доказывает также и то, что этническая тема сегодня не менее актуальна, чем медийные перформансы. Особенно в Западной Европе, где собственной этники по-настоящему никогда не было, поэтому искусство, созданное на материале украинского фольклора, воспринимается как экзотика. Картины Косьяненко действительно наполнены такими аутентичными элементами. При этом, благодаря принципиально неповерхностному подходу, когда этнический материал не просто используется, а переосмысливается и перерабатывается на современный лад, художнице удалось избежать нередкой для фольклорной темы китчевой шароварщины. Работы Катерины Косьяненко пользуются большим спросом у многочисленных коллекционеров современного искусства. Так, например, одно из полотен, под названием «Святой Николай», галерея продала одному активному покупателю еще до официального открытия экспозиции. Цена полотен — от $2 тыс. до $18 тыс. (столько стоит картина «Золотые яблоки»). «Стоимость определяется размером картины, а также затраченными на нее усилиями», — объясняет директор галереи «Коллекция» Дарина Жолдак. По оценке госпожи Жолдак, цена вполне оправдана, поскольку полотна Катерины Косьяненко способны стать полноценной частью коллекции, которую не стыдно передавать по наследству. Выставка продлится до 11 марта.

Автор: Юлия Куприна