Унесенная ветром

Порывом знойного южного ветра в Киевском музее русского искусства при содействии галереи «Коллекция» открылась персональная выставка Катерины Косьяненко под названием «Трамонтана», которая проработает до 5 марта. Для почитателей таланта художницы ее творчество предстанет в несколько неожиданном свете.

Нынешняя экспозиция содержит полотна, написанные по мотивам летнего средиземноморского пленэра. Тут знойные хорватские, итальянские и греческие ландшафты перемежаются с утонченными ренессансными сюжетами и мотивами украинской барочной живописи.

Косьяненко считается одной из наиболее интересных современных украинских живописцев. В качестве своих учителей она выбрала двух итальянских гениев — Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи. Этим самым она взвалила на себя нелегкую ношу ответственности, не побоявшись нелицеприятных сравнений. 

Условная иконописная стилистика и нарочитая декоративность ранних и предшествующих этой выставке произведений (особенно характерным из них является картина «Покрова») ныне явно уступили место материальности, сочности и даже физиологической чувственности. 

Ее прежние полотна, хоть и наполнены фольклорной яркостью и даже праздничностью красок, все же отличаются иконописной аскезой. 

Ныне же в «Трамонтане» это качество художницы проявилось в некоторой унылости изображенных ею ландшафтов. Юг предполагает буйство красок, торжество жизни во всех ее проявлениях. У Татьяны Косьяненко об этом имеется свое понятие. Да, в ее новых живописных полотнах много солнца и даже слишком много. Но двери в домах, окна и жалюзи на них в работах «Дом и пальма», «Красные двери», «Розовый дом» плотно закрыты. На раскаленных зноем улицах — ни души. Нет ни людей, ни животных. Как исключение угрюмую загадочность старинной монашеской обители на прекрасном полотне «Монастырь» освежает только робкий силуэт не то козленка, пасущегося у тропинки, не то иного животного… Художница явно закрывается от любопытных взглядов и никого не пускает в свой внутренний фантазийный мир. 

Неожиданным открытием выставки стала маринистика Косьяненко. В таких полотнах, как «Талассотерапия с моря», «Два тополя» и «Город его любви» настолько сочно, точно и правдиво передана чувственность наслаждения югом, морем и горами, их красками и светом, что даже явственно ощущается аромат нагретой солнцем морской воды. Но и в этих работах Катерина не допускает вторжения посторонних: в море никто не плавает, берега пустынны, а у пристани пришвартован одинокий катер. Он тоже, конечно, безлюден… 

А вот картина «Ужин» удивила еще одной стороной художественного дара Катерины Косьяненко. Это хоть и настоящее, эротичное, но все же целомудренное ню, где образ Евы решен совершенно необычно. 

Над полотнами, представленными в экспозиции, художница трудилась в течение всего 2007-го и начала 2008 гг. Сама «Трамонтана», ключевая картина серии, давшая название всей выставке, создана совсем недавно (датирована 2008 г.). По мнению искусствоведа Лидии Мащенко, она переполнена метафоричностью, подтекстами и аналогиями. Три женщины, изображенные на ней, как бы балансируют на грани статики и порывистого движения в предчувствии трамонтаны. Их лица спокойны, уверенны и тревожны одновременно. Это своеобразное и тонкое ощущение времени, мощно изображенное художницей. 

При этом ее новая выставка — это не попытка самоанализа, а стремление чувственно отобразить быстротечность жизни. 

Автор: Сергей МИНАКОВ

28.02.2008  № 37(800), газета “Экономические известия”