« Назад

Журнал «Афиша», 51, декабрь 2005-январь 2006.

Книга, почти случайно попавшая в руки, может стать началом великого дела. Одно из самых полных собраний украинских календарных - праздников «Дидух» Василия Скуратовского – для киевской художницы Катерины Косьяненко обернулся поводом создать живописную серию «Календарь».

Правда, до этого уже была «Покрова» - небольшой холст, который представлял современный отечественный арт на одной из самых престижных в мире выставок – Осеннем Салоне в Париже (2003). Картина Косьяненко стала сенсацией. Пораженное фантастической образностью и техническим уровнем исполнения, бывалое жюри вручило художнице, тогда еще 25-летней аспирантке Киевской академии искусств, главную премию.

Книга наложилась еще на студенческое увлечение артистки древними обычаями и обрядами. А дальше все пошло само собой. Праздник к празднику – и получился полный «Календарь»: со святыми Николаем и Варварой, языческими Лялей и Палагной, дюжиной переосмысленных образов из иконы и колоритных типажей из народной картины.

Наполненные светом картины отсылают к барочной украинской иконе. Но образы талантливой художницы живут уже в ином пространстве – глубоком, бесконечном, насыщенном звенящим синим, кипящим малиновым и светлыми оттенками зеленого.

Живопись Катерины Косьяненко называют «аутентичной» и «этнографической» - ее картины праздничны, нарядны и жизнеутверждающи. Однако и символов, знаков, присущих современному искусству, тут тоже предостаточно. Но как Косьяненко удается монтировать аутентику с актуальным искусством – умом не понять, в это можно только поверить, при чем прямо на выставке. Проект «Календарь» одной из самых оригинальных украинских художниц до 31 декабря представлен в галерее «Мистець».

Мария Лапаева



« Назад