“Календар”. Персональна виставка в галереї “Мистець”. 2005

З Миколою Стороженко на виставці “Календар”

Гармония язычества и христианства

Газета “Дело”, №50, 27 декабря 2005

В эти предпраздничные дни и всю предрождественскую недел. в галерее “Мистець” открыта выставка живописи Катерины Косьяненко.

Катерины Косьяненко выбрала для выставки 28 живописных работ. Серию картин, лежащих в основе экспозиции, она назвала «Календарь». Работа над проектом потребовала два года и 19 тыс. грн. Президентский грант на такую сумму выделило Катерине Косьяненко Министерство по делам молодежи и спорта.

Французы оценили раньше

В списке наград художницы, пожалуй, самой престижной является Первая премия в области живописи (Prix des Amis) на ежегодной Международной парижской выставке «Осенний салон» (Centenaire Salon De’Automne). Лучшей среди сотен работ была признана картина художницы «Покрова».

Основная часть новой экспозиции сюжетно связана с праздниками: религиозными, языческими, народными. Талант Катерины Косьяненко базируется на двух «китах»: традиции украинской живописной школы и украинского декоративного искусства (она много работает как театральный художник, делает оригинальных кукол). Но самое поразительное – гармония языческого и христианского – казалось бы, антогонистических тем – на холстах художницы. Недаром критики называют ее живопись «этнографической» и «аутентичной».

Например, «Катерина», написанная с соблюдением канонов иконописи, одновременно очень напоминает автопортрет художницы, а святая на картине изображена с традиционными подсвечниками, которые использовались в обиходе нашими предками. Возвращение к истокам, поиск корней – так определяет художница цели своего творчества. Ее первая персональная выставка называлась «Серпень. Вiдлуння”. Это была серия работ (дипломный проект) “Тени забытых предков” по мотивам повести Михаила Коцюбинского. «Генетическая память, – говорит искусствовед Лидия Гурская, – потребовала продолжения украинской тематики».

На вопрос «ДЕЛА», какие работы сама Катерина выделяет как знаковые, художница ответила: «Не знаковых почти нет. Но самые любимые – это «Покрова», «Варвара», «Усекновение главы», «Свадьба», «Белые птицы».

Признание учителей

На открытие выставки своей ученицы пришли мэтры – художники Николай Стороженко и Василий Гурин. Кстати, сейчас Катерина учится в аспирантуре Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры у Владимира Гурина. А своим самым главным учителем считает легендарного сценографа Даниилу Лидера.

Владимира Гурин высоко оценил выставку своей ученицы. Сравнивая работы Катерины с творчеством ее молодых коллег, представленном на Венецианской биеннале, он отметил основное различие: «Там редко представлены истинные мастера. В основном собрано все антидуховное. Работы Катерины намного выше».

На вопрос, собирается или нет Министерство культуры купить работы Косьяненко для художественного фонда, г-н Гурин ответил резко: «Это не фонд, а настоящее кладбище для картин. Не дай Бог, чтобы работы Кати туда попали. Пусть лучше их не покупают, и собирается частная коллекция. Хотя объективная цена каждой ее работы $20- 30 тыс.»

Николай Стороженко объявил художницу номинантом на серебряную медаль Академии Национальной академии искусств Украины. На вопрос «ДЕЛА», кто же получил золотую медаль в этом году, Стороженко сообщил, что обладателем «золота» стал скульптор Анатолий Кущ (автор скульптур «Оранта Украина», «Основатиели Киевской Руси» и «Архангел архистратиг Михаил» на Майдане) за выставку «В поисках корней». Публика, собравшаяся в галерее, выразила свое неодобрение свистом.

Украшением выставки стал аутентичный хор «Божичи». – коллектив, знакомый многим по Рождественским встречам Олега Скрипки. В исполнении хора прозвучали очень древние славянские напевы и колядки, собранные в экспедициях по селам. А также многолетия художнице.

Автор: Татиана КОМАРОВА Журнал «Афиша», 51, декабрь 2005-январь 2006.

З Татіаною Комаровою