“Девушка, которая подарила себе Париж”. Громадсько-політичний тижневик “Без цензури”. 2003, №40

Громадсько-політичний тижневик “БЕЗ ЦЕНЗУРИ”

Юлия Гушул, №40, 12 декабря 2003

Oh, Paris, Paris…

Осенний Париж напоминает зарисовку гения-импрессиониста. Екатерина увидела в нем что-то очень родное. Возможно, человек во всем загадочно-красивом видит близкие сердцу фрагменты, ведь душа ( особенно творческая) всегда тянется к прекрасному. Поэтому пора листопада, романтичная и сказочная, как нельзя лучше подходит для проведения грандиозных акций, способных собрать в одном месте огромное количество художников.
Осенний салон (Salon d’Autомnе), проходивший в крупнейшем выставочном зале Парижа Порт д’Отей с 14 по 23 ноября, переживал в этом году свою сотую инкарнацию (!).  Поэтому часть экспозиции ретроспективно возвращала посетителей на много лет назад, представляя их вниманию афиши Салонов-предшественников, произведения Гогена и Сезанна и т.д.. Вообще, с Салонами разных лет связаны имена таких выдающихся французских художников, как  Анри Матисс, Пабло Пикассо, Поль Гоген, Поль Сезанн и др. Президентами Салонов были в свое время Огюст Роден и Пьер Огюст Ренуар. Сейчас это почетное место занимает Жан Франсуа Леро.
Салон-2003 проходил под патронатом президента Франции Жака Ширака, министра культуры Жака Аллагона и мэра Парижа Бертрана Делано, а членами жюри были метры французского современного искусства. Попасть на него посчастливилось почти тысяче представителей ведущих художественных школ мира с живописью, скульптурой, графикой, фотографиями, произведениями декоративного, монументального и виртуального искусства. Не поленились приехать во французскую столицу даже восточные художники в своих кимоно. Вообще, это пестрое сборище чем-то  напоминало вавилонское столпотворение.
«Не представляю, как жюри справляется с таким объемом материала! – рассказывает Катя. – Огромное количество работ на гигантской площади. Делаешь двадцать шагов – и мозг перестает фильтровать, что тебе нравится, а что нет. Ты просто начинаешь все это поглощать».

Екатерина-завоевательница

Когда Катя вернулась в Киев с известием о своей победе на Парижском салоне, были удивлены (конечно же, приятно) даже ее преподаватели.  И не потому, что не верили в девушку. Просто в ее возрасте мало кому удается достичь такого успеха.
Первой ступенькой ее карьеры была Республиканская средняя школа им. Т. Г. Шевченко. Затем девушка изучала театральный декор в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, где ее преподавателем был всемирно известный художник-сценограф Даниил Лидер. Сейчас она совершенствует свое мастерство в аспирантуре у известного украинского художника, профессора, академика В. И. Гурина. Косьяненко экспонировала свои произведения на многих выставках, в частности на Московском международном салоне (2002 г.), принимала участие в международных пленэрах в Украине, Польше и Греции. Лето  этого года ознаменовалось для молодой художницы первой персональной выставкой «Август. Отголоски», которая прошла в Украинском фонде культуры. Ее составляли работы из дипломной серии по произведениям Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков». С 2002 года Екатерина – член Национального союза художников Украины. То есть покорять сердце Франции девушка поехала уже довольно хорошо «подкованной».

«Покровонька, Покровонька, покрой мою головоньку…»

На Покрову еще засветло девчата бежали в церковь, чтобы поставить свечку перед образом Богородицы. Кто раньше поставит – тот  раньше замуж выйдет. Молились, приговаривая: «Пресвятая Богородица, Покровонька, покрой мою головоньку, как не платком, так онучей – в девках ходить наскучило». Именно этот ритуал воссоздает  работа Екатерины Косьяненко,  получившая гран-при Парижского осеннего салона.
«Покрова» – это одна из первых работ в цикле картин, посвященных календарной обрядности украинцев. И вообще, автор стремится расширить представление об этнических обычаях наших предков. Интересно ей возродить на своих холстах и обряды праздников, которые можно найти сейчас разве что  в книгах исследователей народного быта и фольклора.
Визуально живопись Екатерины связана с лучшими традициями национальной живописи, иконописи, декоративного искусства. Сочные теплые цвета, милые сердцу каждого украинца образы, отличающиеся светлым отражением детского, непосредственного мировосприятия (овечки, пояса, вышитые рушники, соломенные куклы, ангелочки), неповторимые гуцульские мотивы,  способные, как оказалось, поразить не только земляков художницы, но и людей,  плохо представляющих, в какой части мира находится Украина.